В конце 70-ых годов психотерапевты Паулина Клэнс и Сьюзан Аймс опубликовали статью «Феномен самозванца среди высокодостигающих женщин», в которой впервые появился термин «синдром самозванца». Они изучали женщин, которые достигли объективного успеха в карьере, но все равно ощущали себя обманщицами. Согласно Клэнс и Аймс, «синдром самозванца» — это некий «внутренний опыт интеллектуальной фальшивости» у людей, не способных переварить свой успех.
В последствие другими исследователями были сделаны выводы, что синдром самозванца является следствием когнитивных искажений.
Такие люди очень сильно переживают, когда необходимо чего-то достичь — они панически боятся неудачи. Ошибаясь или не выполняя все по высшему разряду, они чувствуют стыд и унижение.
В прошлом такие людей часто сталкивались с критикой и обесцениванием.
Синдром "самозванца" является прямым следствием наличия иррациональных убеждений о себе и/или окружающей действительности.
Они формируются в детстве под влиянием близкого окружения, а затем подкрепляются и развиваются в более осознанном возрасте. Неправильное поведение близких людей способствует формированию необъективного восприятия реальности и своего места в ней.
Многие родители предъявляют завышенные ожидания к своим детям: они не поощряют их достижения и постоянно критикуют их ошибки. Когда дети вырастают, голос родителей становится их собственным и постоянно твердит, что они «недостаточно хорошие», «глупые», что они «должны больше стараться», что их «никто никогда не полюбит», что у них «ничего не получится», что они должны «быть идеальными» и т.д.
Такое неправильное воспитание и формирует в сознании ребенка несколько основных заблуждений:
- все должно получаться с первого раза, причем идеально
- любая ошибка – это трагедия, показатель собственной неполноценности
- за ошибкой непременно следует наказание
- во всех неудачах нужно винить себя, а все заслуги объяснять случайностями и т.д.