Узнайте, что такое выученная беспомощность и надо ли вам что-то менять

Выученная беспомощность - это миф?

Ниже я расскажу, что и как можно считать доказанным. А пока начнем с примеров.
Каждый хоть раз в жизни говорил себе: «все равно не получится, не стоит и пытаться». Будьте бдительны: подобные фразы способны крепко засесть в голове и сильно испортить нам жизнь.
Выученная беспомощность преследует огромное количество людей.
Примеры.Женщина не может закончить отношения с абьюзивным партнером — это ей кажется невозможным. В детстве ее родители были в похожих отношениях, и мать даже не предпринимала попыток разрыва.

Выпускающийся школьник не идет поступать в вуз, хотя и хотел бы этого. Он не думает о том, что у него получится, ведь он плохо учился в школе, даже когда старался (хотя старался он довольно давно — в первом классе).

Работник не просит о повышении, а может, даже отказывается от него — он боится, что не справится с новыми обязанностями. Он и с текущими справляется не очень хорошо — не видит смысла усердствовать, ведь повышение ему все равно не светит.

Что объединяет все эти примеры?
- Отсутствие реальных попыток эти условия изменить. Реальных — то есть тех, которые могли бы привести к хорошему результату, а не тех, которые лишь докажут общее правило.

- Наличие реальных возможностей изменить свою жизнь. Данный пункт — самый сложный для самостоятельной оценки в случае выученной беспомощности.

- Вместо возможностей видятся только сложности, препятствия и другие причины бездействовать.

- Негативные мысли, приводящие к поведению, которое только подтверждает их справедливость.

    как наблюдения стали вкладом в науку
    До 60-х годов XX века считалось, что мотивация человека зависит исключительно от силы его желания. Хочет — делает, не делает — следовательно, мало хочет. Многие думают так и по сей день.
    До 60-х годов XX века считалось, что мотивация человека зависит исключительно от силы его желания. Хочет — делает, не делает — следовательно, мало хочет.
    Но в ходе «когнитивной революции» — интеллектуального движения второй половины XX века, когда проводилось огромное количество психологических исследований и экспериментов, ученые стали больше узнавать об устройстве психики и ментальных (мыслительных) процессов.
    Было сформулировано понятие «локус контроля» — свойства когнитивной (познавательной, мыслительной) сферы человека, которое определяет, будет он приписывать свои успехи или неудачи только внутренним либо только внешним факторам.
    Интересная закономерность, что человек с выученной беспомощностью признает всё хорошее, что случилось с ним — случайностью.
    Победив в конкурсе, получив премию на работе или комплимент, он будет уверен, что его заслуги тут нет — чистое стечение обстоятельств или ему "специально так сказали".
    1964г. Мартин Селигман, молодой аспирант, воодушевленный будущей работой, пришел в лабораторию по экспериментальной психологии. Она была охвачена настоящим хаосом. Это из-за собак, пояснили ему.
    Мартин Селигман, американский психолог, погрузился в исследования того, что позднее назвал «выученной беспомощностью». Были животные, ящики, открытые и закрытые, был электрический ток, возможность избежать его и НЕ-возможность избежать.

    Если опустить подробные описания, после ряда экспериментов стало ясно: животные способны усваивать тот факт, что иногда их действия бесполезны, после чего перестают что‑либо предпринимать, становятся пассивным.
    И уже не бегут, даже если открыта возможность

    Приобретается что-то похожее на сценарий, по которому ты обречен быть неудачником и смиренно переносить тяготы жизни.
    Позднее японский аспирант Дональд Хирото присоединился к работе и перешли к экспериментам с людьми.

    После 7 лет исследований они уверенно заявили, что стойкость и находчивость перед лицом неудачи, равно как и слабость или бессилие - не являются врожденными чертами.
    как беспомощность формируется у людей
    Накопленный опыт проживания неблагоприятных событий.
    Невозможность быть самостоятельным в детстве.
    Опыт наблюдения за беспомощными людьми.
    Наш опыт формируется в раннем детстве и зависит от окружения.
    Например, если на просьбы ребенка о помощи чаще всего никто не реагировал, то у него формируется убеждение "просить о помощи бесполезно". Речь не о том, что ему не покупали каждый раз сладости или игрушку, а о ситуациях, когда родитель считает, что ребенок "сам справится", или "пусть сам лучше старается", или "быстрее научится", или "пусть в школе с учителем разбирается" и так далее. И его потребности кажутся вовсе неважными.

    Или если ребенок хочет и старается делать что-то сам, а родитель торопится, не имеет терпения выждать, говорит "дай-ка я сама быстрее сделаю", или "ты сделаешь не так, дай я сама". И ребенку ничего не остается, как опустить руки и жить с мыслью, что если он сам - то будет плохо, лучше и не начинать.

    Если человека в детстве часто ругают за ошибки, говорят, что он "безрукий", "бестолковый", то ещё и формируется защитный механизм, что лучше совсем ничего не делать, лишь бы снова не столкнуться с неприятными реакциями и оскорблениями.

    Если ребенком пытаются манипулировать и заставляют заслужить любовь поступками или оценками, это тоже приводит к деформации представлений о себе. Чтобы не потерять контроль и власть, родитель -манипулятор придумывает новые и новые "уровни достижения", которые ребенок должен выполнять, чтобы не остаться в одиночестве. И тогда формируется идея, что сколько ни старайся, ты всегда недостаточно заслуживаешь любови и человек живет в страхе её потерять.

    Так же немаловажным фактор формирования выученной беспомощности является наблюдение за тем, как подобное происходит с другими людьми.
    как это можно исправить
    Начинайте с любых доступных шагов. Вы в силах это изменить!
    Один из важнейших этапов всей работы - это понять и осознать, что и как именно с вами происходит.
    Принять, что когда-то образы мыслей, сценарии поведения и восприятие мира были вами приобретены.
    Самым эффективным способом, конечно, является работа с психологом или психотерапевтом. Cтойкие результаты дают, например, когнитивно-поведенческий подход и работа с негативным опытом через методы ДПДГ (EMDR).
    "Убрать" симптомы выученной беспомощности - это не просто избавиться от какой-то привычки. Под этим лежит многослойный сложный опыт формирования вас как личности.
    Есть книги на эту тему и они многое проясняют. Но помните -работа со специалистом даст более быстрый и устойчивый эффект.
    Немаловажно и то, что само понимание выученной беспомощности и знание о том, что она поддается исправлению - во многом уже способны помочь.

    "Все равно всё останется как есть".
    Решайтесь! Начните с любых шагов и увидите, как в результате вы будете становиться более решительными, активными, у вас появятся энергия и вкус к жизни.
    © копирование разрешено с указанием источника
    Made on
    Tilda