Наш опыт формируется в раннем детстве и зависит от окружения.
Например, если на просьбы ребенка о помощи чаще всего никто не реагировал, то у него формируется убеждение "просить о помощи бесполезно". Речь не о том, что ему не покупали каждый раз сладости или игрушку, а о ситуациях, когда родитель считает, что ребенок "сам справится", или "пусть сам лучше старается", или "быстрее научится", или "пусть в школе с учителем разбирается" и так далее. И его потребности кажутся вовсе неважными.
Или если ребенок хочет и старается делать что-то сам, а родитель торопится, не имеет терпения выждать, говорит "дай-ка я сама быстрее сделаю", или "ты сделаешь не так, дай я сама". И ребенку ничего не остается, как опустить руки и жить с мыслью, что если он сам - то будет плохо, лучше и не начинать.
Если человека в детстве часто ругают за ошибки, говорят, что он "безрукий", "бестолковый", то ещё и формируется защитный механизм, что лучше совсем ничего не делать, лишь бы снова не столкнуться с неприятными реакциями и оскорблениями.
Если ребенком пытаются манипулировать и заставляют заслужить любовь поступками или оценками, это тоже приводит к деформации представлений о себе. Чтобы не потерять контроль и власть, родитель -манипулятор придумывает новые и новые "уровни достижения", которые ребенок должен выполнять, чтобы не остаться в одиночестве. И тогда формируется идея, что сколько ни старайся, ты всегда недостаточно заслуживаешь любови и человек живет в страхе её потерять.
Так же немаловажным фактор формирования выученной беспомощности является наблюдение за тем, как подобное происходит с другими людьми.